Как
говорили и молчали святые.
О Благоговейном отношении к слову.
Помни,
что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес
слово, и оно никогда уже не умрет, но будет
жить до Страшного Суда. Оно станет, с тобою на
Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от
слов своих оправдаешься, и от слов своих
осудишъся (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом,
как осторожно надо произносить каждое слово.
Каждое
слово Священного Писания, каждое слово
Божественной Литургии, утрени и вечерни,
каждое слово священно-таинственных молитв и
молитвословий имеет в себе соответствующую
ему и в нем заключающуюся силу, подобно
знамению Честного и Животворящего Креста.
Такая благодать присуща каждому церковному
слову, ради обитающего в Церкви Ипостасного,
Вочеловечевшагося Божия Слова, Которое есть
Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе
слово имеет соответствующую ему силу, ради
всенаполняющего Божия Слова. С каким же
вниманием и благоговением надо произносить
каждое слово, с какою верою! Ибо слово есть Сам
Зиждитель Бог и Словом от небытия в бытие все
приведено.
Словесное
существо! Помни, что ты имеешь начало от Слова
Всетворца и в соединении (через веру) с
Зиждительным Словом, посредством веры, сам
можешь быть зиждителем вещественным и
духовным. Веруй, что при вере твоей в
Зиждительное Слово Отчее и твое слово не
возвратится к тебе никогда напрасным,
бессильным, но принесет тебе благопотребный
дар; верь, что при вере в Зиждительное Слово,
ты не будешь без успеха поучать народ во храме
при Богослужении, при совершении Таинств в
домах; не будет безуспешно твое слово в
училище, но созиждет умы и сердца внимающих
тебе.
Свт.
Григорий Нисский
Неразумное
слово о Боге, которое не сказал Иов, но которое
говорят в мире столь многие — нечто более
страшное, чем все пожары, бомбы и взрывы мира.
А кто среди человечества тушит эти слова? Свои
дома, жалкий скарб свой тушат люди, заливают,
засыпают, а когда раздается ропотливое,
клеветническое, кощунственное против Бога
или против его истины слово, сколько людей в
милионном городе бросаются заливать его? Не
молчат ли многие, не соглашаются ли со словом
ропота, неверия? Это гораздо страшнее пожаров.
Архиепископ
Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
Как
удержаться от гневливого слова
Как
скоро искра беспокойного неудовольствия
затлилась внутри тебя, тотчас возьми
осторожность не дать ей внешнего воздуха,
чтобы дым не превратился в пламя и пожар не
объял всего тебя; от чего бы не произошло твое
внутреннее смущение, закрой бережно твой
сосуд молчанием, и дай ему стоять в терпении,
доколе беспокойное брожение кончится и вино
твое очистится.
Кто
восстает против тебя и возмущает мир души
твоей? Укоризна?—размысли: справедлива ли она?
Если несправедлива: то значит стрела
пролетела мимо тебя; отчего же тебе быть
больным, когда ты не ранен? А если справедлива:
то не сетуй на укорителя, как на врага, который
наносит рану, но благодари его как врача,
который открывает рану и побуждает тебя
позаботиться об уврачевании ее. Обида ли
делом нанесенная раздражает тебя? Размысли,
что лучше—обидчиком ли быть, или обиженным?
Без сомнения лучше быть невинным,нежели
виновным. Размысли и о том лучше ли
раздражаться, или терпеть? Раздражение может
сделать вдруг и виновным, и более прежнего
несчастным, напротив терпением и
непорочность сохраняется, и несчастие
уменьшиться может.
Собственные
ли недостатки, несовершенные успехи в
исправлении себя, внезапные падения и другие
внутренние неустройства приводят тебя в
смущение и уныние? Помысли, что смущение одно
не исправляет и не усовершает, а уныние
отнимает силу: и потому не должно медлить в
бесплодном смущении, должно воспрянуть от
уныния и неослабным подвигом приобрести
победу над страстями и похотьми, а с нею—душевный
мир и радостную надежду спасения.
Взирай,
христианская душа, на священный образ
духовного молчания, представленный частию и в
лице Иосифа праведного, наипаче же в лице
преблагословенной Мариами, и познавай
сокровенную величественную красоту души Ея, о
которой написал пророк: вся слава Цщере
Царевы внутрь (Пс. 44, 14), познавай и возлюби
эту духовную красоту, возлюби и подвизайся,
чтобы и тебе хотя отчасти облечься этой
красою Дщере Царевы и по следам Ее
добродетели достигнуть и Ее блаженства, ибо приведутся
Царю девы вслед Ея (Пс. 44, 15). Примечаешь ли в
словах или в делах ближнего нечто странное и
как тебе кажется неправильное? — Не торопись
обличать и судить, если тебя не призывает к
тому должность отца или пастыря, начальника
или наставника.
Опасаешься
ли, что какое-нибудь твое дело веры или любви
подвергнется превратным суждениям и
нареканию? Не провозглашай для сего твоей
добродетели, чтобы охраняя славу ее не
повредить чистоты ее. Открой не к человеком
прекословием, но ко Господу молитвою путь
твой, и Той сотворит: и изведет яко свет
правду твою и судьбу твою яко полудне (см.:
Пс. 36, 6).
Посещает
ли тебя благополучие и радость расширяет
сердце твое? — Не расширяй уст твоих для
тщеславия, но слагай в благодарном сердце
глаголы благодеющего Провидения. Постигает
ли тебя бедствие, и скорбь наполняет душу твою?
— Не умножай воплей и стонов, во множестве
которых по большей части слышны бывают
отголоски упорства и непокорности судьбам
Вышняго: но потерпи Господа, мужайся и да
крепится сердце твое.
Ни в
каком случае не расточай напрасно слова,
словесная тварь Слова Творческого! Если
словом Бог сотворил все, и человек сотворен по
образу Божию, то какие величественные
действия надлежало бы производить слову
человека. В самом деле, оно исцеляло больных,
воскрешало мертвых, низводило с неба огнь
останавливало солнце и луну и что всего
важнее соделавшись орудием Воплощенного
Слова Божия — оно претворяло как и претворяет
растленных грехом человеков в новую тварь
чистую и святую. Так действует слово
человеческое, когда крепко быв заключено в
горниле благоговейного молчания и разжигаемо
тайною, внутреннею молитвою оно получает
свойственную ему чистоту и силу, или лучше
сказать — становится причастным силы Слова
Божия и Духа Святаго.
И сие
ли могущественное, зиждительное, священное
орудие мы обращаем на действия нечистые,
разрушительные, святотатственные, как-то: на
злоречие, клевету, хуление или легкомыслием
раздробляем оное в легкий прах и рассыпаем по
ветру в суетном празднословии!
Некто
сказал о себе: девять помышлений ублажих в
сердце моем, а десятое изреку языком.
Так
берегут слово знающие цену его. По крайней
мере, христианин, не скор буди усты твоими.
Давай
себе размыслить, во благо ли тебе и другим
будет слово, которое ты рождаешь в мир и
которое, как бы не казалось малым или
ничтожным, будет жить до последнего Суда и
предстанет на нем во свидетельство или о тебе,
или против тебя. Примем к руководству и
исполнению совет Апостольского слова: Всяко
слово гнило да не исходит из уст ваших, но то-чию
еже есть благо к созиданию веры, да даст
благодать слышащим; и не оскорбляйте Духа
Святаго Божия, Имже знаменастеся в день
избавления (Еф. 4, 30).
Сет.
Феофан Полтавский
Рождение
благодатного слова
Бывали
в жизни моей минуты, или во время тяжких
скорбей, или после продолжительного
безмолвия, минуты, в которые появлялось в
сердце моем СЛОВО. Это слово было не мое. Оно
утешало меня, наставляло, исполняло нетленной
жизни и радости, — потом отходило. Искал я его
в себе, старался, чтоб этот голос мира и покоя
во мне раздался, — тщетно! Случалось
записывать мысли, которые так ярко светили в
сии блаженные минуты. — Читаю после, — читаю
не свое, читаю слова, из какой-то высшей сферы
нисходившие и остающиеся наставлением.
Сет.
Игнатий (Брянчанинов)
Как
говорили и молчали святые
Он, как
никто, умел внимательно слушать, говорил мало,
голос его всегда был тихим. Старец вступал в
разговор тогда, когда нужно было что-то
уточнить или дополнить для нашего понимания,
при этом он не перебивал говорящего. О себе
самом, по присущей ему скромности, он не
рассказывал, но с особой теплотой вспоминал
учебу в Московской духовной академии.
*
* *
Что я
могу сказать о нем? Это был человек не от мира
сего. Если вспомнить слова Христа, которые он
сказал о Нафанаиле, который пожелал увидеть
Его, что это подлинно Израильтянин, в
котором нет лукавства (Ин. 1,47), то этими
словами Христа можно сказать и об
архимандрите Серафиме. Он не мудрствовал
лукаво. Из его уст не исходило никогда пустого
слова, не произносилось шуток, и в нем не было
лести. Все его слова были наполнены смыслом. Я
не заметил и тени неудовольствия или
раздражительности в его голосе, он никого не
осудил, не выразил какого-либо негодования.
Был кроток, скромен и смирен.
*
* *
Батюшка
каждого очень внимательно слушал, чуть
приклонив голову. Отвечал очень тихо, кратко,
понятно, немногословно. Бледное в лучиках-морщинках
светлое лицо было очень выразительно и
благородно. Взгляд больших внимательных глаз
был проницателен и глубок и как бы вбирал в
свой молитвенный круг новую человеческую
судьбу. В лице, во всех действиях, движениях
старца, в разговоре, во всем — выражение
внутреннего покоя.
При
общении с отцом Серафимом в самых
разнообразных условиях даже человек,
обладающий очень тонким восприятием, не мог
заметить в нем каких-либо грубых движений
сердца: отталкивания, невнимательности,
пренебрежения, неуважения. Даже находясь в
состоянии крайнего утомления, батюшка
никогда не раздражался. Каждый, кто обращался
к нему, чувствовал, что получил максимально
возможную меру внимания к своим нуждам. Он
никогда громко не смеялся, иногда только
легкая улыбка проскальзывала по его лицу и
тут же уходила в глубину сердца. Мне и другим
духовным чадам отца Серафима многие задают
один и тот же вопрос: видели-ли мы когда-нибудь,
чтобы батюшка был вне себя, был раздраженным,
возмущался ли или обидел кого? Нет и нет!
Никогда не видели. С детства душа его
возлюбила Бога, и он, созерцая Господа в
каждом человеке, не мог оскорбить кого-либо. В
нем не было гнева, но при удивительной
мягкости, редкой уступчивости и смирении он
имел великую твердость сопротивляться всему,
что может оскорбить Господа. Достигал он
этого тем, что, молясь внутренне, оставался
внимательно спокойным, невосприимчивым ко
всему плохому: старец всегда пребывал в
присутствии Бога.
Из
жизнеописания архимандрита Серафима
Тяпочкина
|