Из
жизни новомучеников российских.
Митрополит
Киевский Владимир, провозгласил имя
избранника — Митрополита Тихона. С каким
смирением, с сознанием важности выпавшего
жребия, и с полным достоинством принял
преосвященный Тихон известие о Божием
избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести,
но и не тревожился страхом,— его спокойное
преклонение перед волей Божией было ясно
видно для всех. Когда торжественная депутация
членов Собора, во главе с высшим духовенством,
явилась в церковь Троицкого подворья в Москве,
для «благовестия» о Божием избрании и для
поздравления вновь избранного Патриарха,
преосвященный Тихон вышел из алтаря в
архиерейской мантии и ровным голосом начал
положенный по церемониалу краткий молебен.
После
молебна митрополит Владимир, обращаясь к
новоизбранному, произнес: «Преосвященный
Митрополит Тихон, Священный и великий Собор
призывает твою святыню на Патриаршество
Богоспасаемаго града Москвы и всея России»,
на что митрополит Тихон отвечал: «Понеже
Священный и великий Собор судил меня,
недостойнаго, быти в таком служении,
благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
*
* *
В
церковном служении Патриарх Тихон соблюдает
ту же простоту, какою он отличается в частной
жизни: нет у него излишней аффектации,
театральности, часто надоедливых, но нет и
грубости по отношению к служащим, тех громких
окриков и суетливости, какими иногда
сопровождается торжественная служба. Если
нужно сделать какое-либо распоряжение, оно
отдается тихо и вежливо, а замечания делаются
исключительно после службы, и всегда в самом
мягком тоне. Да их и не приходится делать:
служащие проникаются тихим молитвенным
настроением Патриарха, и каждый старается
сделать свое дело, как можно лучше.
Торжественное служение Патриарха со
множеством архиереев и клириков, многолюдные
крестные ходы,— всегда совершались чинно, в
полном порядке, с религиозным подъемом.
Из
жизнеописания сет. Тихона, патриарха
Московского и всея Руси
Жестокие
истязатели изобретали нравственные пытки для
беззащитной Царской Семьи, и, однако, ни
одного слова ропота на свой жребий не вышло из
уст страдальцев. Они подражали Тому, о Ком
сказано: будучи злословим, Он не злословил
взаимно; страдая, не угрожал (1 Пет. 2, 23).
Только Богу они возвещали печаль свою и пред
Ним одним изливали свое сердце.
Они
оказались одинокими, отверженными и чужими
миру, как носители святых идеалов России
среди грешных и отпавших от этих идеалов
людей. Блаженны эти избранники Божий потому,
что к ним относятся слова Спасителя: «Если
бы вы были от мира, то мир бы любил свое: но как
вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому
ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19).
Ныне
радуются и веселятся у Бога и почитают за
ничто свои страдания земные, видя в
преизбытке славу Божию, познав сами, что
земные страдания ничто пред будущею славою.
Из
жизнеописания царственных мучеников
Елизавета
Феодоровна, научившаяся святому терпению еще
во время жизни своего супруга, когда многие из-за
личной ненависти к Великому князю
распространяли о нем лживые сплетни, теперь
так же покорно сносила доходившие до нее
злостные выдумки. Она видела, что Россия
проходит тяжелое время испытаний; что война
принесла много горя людям. Она понимала, что
это не могло не отразиться на психологии
простого обывателя, и всегда находила
оправдание людям и говорила: «Они все очень
устали», а сама усиливала свои молитвы, чтобы
Господь помог России одолеть врага.
*
* *
Я
стала перед ней на колени и руки положила ей
на колени. Смотрела ей прямо в глаза, и она
смотрела в глубину моих глаз. Молча. Полчаса.
Не произнося ни одного слова. Не отрывая глаз.
Бурно, скорбно изливала я ей свою душу.
Передавала ей свое желание, о котором и
говорить в то время нельзя было и которое
теперь сбылось. Чувствовала, что она все
понимает... Меня утешила и подкрепила. Молча.
Без одного движения. Через полчаса я встала,
поцеловала ей руку со словами: «Благодарю
тебя». Слава Богу за все. Из жизнеописания
прпмч. Елизаветы
Архиепископ
Иларион
Он
всегда весел и если даже озабочен и
обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это
все той же веселостью. Он на все смотрит
духовными очами и все служит ему на пользу
духа.
На
Филимоновой рыболовной тоне, в семи верстах
от Соловецкого кремля и главного лагеря, на
берегу заливчика Белого моря, мы с
Архиепископом Иларионом, еще двумя
епископами и несколькими священниками, все
заключенные, были сетевязальщиками и
рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ
Иларион любил говорить переложением слов
стихиры на Троицын день: «Вся подает Дух
Святый: прежде рыбари богословцы показа, а
теперь наоборот—богословцы рыбари показа».
Так смирялся его дух с новым положением.
Благодушие
его простиралось на самую советскую власть и
на нее он мог смотреть незлобивыми очами. Всех
нас, церковников, советская власть наделила
равными сроками заключения. Архиепископу
Илариону, потрудившемуся около Патриарха в
Москве и наносившему тяжелые удары безбожию и
обновленческому расколу, безусловно ставшему
величиною в общероссийском масштабе, и, почти,
юноше, маленькому иеромонаху из Казани, у
которого все преступление состояло в том, что
он с диакона, обновленца, снял орарь и не
позволил ему с собою служить, было дано три
года.
«Любочестив
бо сый владыка, — говорил по этому поводу
архиепископ Иларион пасхальными словами
Иоанна Златоуста, — приемлет последнего
якоже и первого; упокоевает в единонадесятый
час пришедшего, якоже делавшего от первого
часа. И дела приемлет, и намерение целует, и
деяние почитает, и предложение хвалит». Слова
эти звучали иронически, но давали чувство
мира и заставляли принимать испытание как от
руки Божией.
Из
жизнеописания свщмч. Иллариона (Троицкого)
Святителя
Иннокентия, митрополита Московского
Иисусе
Слове Божий! Даждь разум и слово мне, Твоему
слабейшему служителю, дабы я мог и ныне и
всегда достойно возвещать слово Царствия
Твоего, и коснись Твоею благодатью сердец
наших, дабы всякое слово Твое доходило до
нашего сознания сердечного.
|